История собора святого Вита

“Сердце Европы” – так чехи называют свою столицу. Действительно, Прага расположена в самом центре Европы на берегу реки Влтавы. Десятки мостов соединяют правый и левый берег, по реке ходят прогулочные катера, готические соборы возвышаются рядом с ренессансными дворцами. Большие площади и узенькие улочки, уютные рестораны и безликий фаст-фуд, дух старины и передовые технологии – все это гармонично сочетается в Праге.

Об истории Праги в двух словах не расскажешь. Считается, что поселения людей тут были еще в каменном веке. В V-IV веках до н. э. тут жили кельты. Затем пришли германские племена, а в VI веке появились первые славяне. Легенду об основании Праги и о событиях тех лет я расскажу в другой раз. Очень эта история связана с Вышеградом. А сегодня я бы хотела рассказать о Пражском Граде вообще и Соборе Святого Вита в частности. Правда, уместить все в одну статью у меня снова не получилось. Поэтому первая часть рассказа посвящена историческим хроникам, связанным со строительством собора. А вторая часть – собственно собору.

В сердцах чехов Пражский Град занимает наверно тоже место, что в сердцах русских людей Кремль. Это сердце столицы, здесь жили короли. Первым чешским князем, который выбрал холм над Влтавой для постройки своего дворца и града, считается князь Борживой I из династии Пржемысловичей. Это был один из влиятельнейших чешских родов, представители которого правили Богемией в последующие несколько веков.

В те времена Чехия входила в состав Великой Моравии. Предполагается, что именно великоморавский князь Святополк I посадил “своего” человека на чешский княжий трон. Дело было около 880 года.

Князь Борживой известен не только как основатель Пражского Града, но и как “креститель” Чехии. Именно при нем в этих землях распространилось христианство. Борживой построил дворец и град, его дело по укреплению чешской государственности и расширению Пражского Града продолжили его сыновья Спытигнев I и Вратислав I. Они не только расширили границы чешского княжества, но и упрочили свое влияние, потеснив остальные княжеские роды.

После Вратислава правил его сын Вацлав, также известный как Святой Вацлав. Вратислав скончался, когда Вацлаву было 13 лет, и воспитанием чешского князя занималась в основном его бабушка – Людмила. Часто говорят, что мать Вацлава, язычница Драгомира, невзлюбила свою свекровь именно из-за религии и из-за сильного влияния христианской бабушки на Вацлава, который перенял взгляды Людмилы. Однако другие источники сообщают, что подоплека вражды была все-таки политической. Пока Вацлав подрастал, страной, фактически, правили эти две женщины, причем Драгомира ориентировалась на Саксонию, а Людмила на исторический союз Богемии и Баварии.

Витраж в костеле Святых Кирилла и Мефодия в Оломоуце, Святая Людмила со своим внуком Вацлавом.

Вражда дошла до того, что Людмила была вынуждена сбежать из Праги в крепость Тетин. Драгомира отправила следом за свекровью убийц, которые настигли Людмилу у стен Тетина. Она была задушена собственным шарфом (или шалью). После смерти Людмила была причислена к лику святых, шарф, которым ее задушили, стал символом этой святой. Почти везде она изображается с шарфом на шее. Спустя 4 года после убийства Людмилы, в 925 году, Вацлав перезахоронил ее останки в костеле Святого Георгия, в котором была княжеская усыпальница.

Драгомире не удалось повлиять на Вацлава и отвратить его от христианства. Предположительно в 920х годах он велел построить ротонду на самой высокой точке Пражского Града. Ротонда предназначалась для хранения десницы Святого Вита. Паломники потянулись в Прагу, чтобы поклонится святым мощам…

Зато младший брат Вацлава, Болеслав, принял взгляды матери и обратился в язычество. Он очень не любил своего брата и хотел занять трон, поэтому решил убить Вацлава. Одни легенды говорят, что Болеслав пригласил Вацлава на пир, где его и убил. Другие легенды утверждают, что-только ранил, после чего Вацлав отправился к церкви, чтобы помолиться и поблагодарить за спасение, но был настигнут людьми Болеслава у дверей храма.

Вацлав был похоронен в ротонде Святого Вита, через некоторое время его причислили к лику святых, и теперь он считается главным покровителем Чехии. Кстати, его бабушка Людмила также считается покровительницей Чехии.

Теперь паломники шли к ротонде, чтобы поклонится уже двум святым. Спустя век храм не вмещал всех желающих, и примерно в 1060 князь Спытигнев II (праправнук братоубийцы-Болеслава) велел перестроить ротонду в базилику. Задумывалось, что базилика станет собором для коронаций (к тому времени чешские князья стали чешскими королями), фамильным склепом и сокровищницей. До конца строительства он не дожил, заканчивали базилику при его брате Врастилаве II.

Но и базилики оказалось мало. В 1344 году пражское епископство было возведено в ранг архиепископства. Стране был нужен кафедральный собор, который бы стал символом веры. В те времена династия Пржемысловичей сменилась династией Люксембургов. У последнего короля из Пржемысловичей, Вацлава II, был один сын и несколько дочерей. Сын, Вацлав III, умер естественной для князей смертью – был убит. Его сестра Элишка (Елизавета) к тому моменту была единственной незамужней дочерью Вацлава II, а значит – наследницей трона.

Она воспитывалась в женском монастыре святого Георгия, где аббатисой была ее тетя. Предполагалось, что она также посвятит себя религии, ее пророчили в преемницы аббатисы. Но в связи со смертью брата ей пришлось уйти в мирскую жизнь, выйти замуж за Яна Люксембургского и родить величайшего чешского короля – Карла IV.

Ян Люксембургский заложил первый камень в фундамент будущего кафедрального собора, а Карл IV всю жизнь был покровителем этой “вечной” стройки. В последующие 75 лет строительством руководили пять разных архитекторов. Каждый приносил что-то свое в облик собора, добавлял новые детали, находил новые решения. Одним из архитекторов, например, был Петр Парлер, любимый архитектор Карла IV. Работая над собором, Парлер создавал и другие шедевры, например, знаменитый Карлов Мост.

Строительство было приостановлено в 1419 года, когда начались гуситские войны. Далее собор строился с перерывами до начала 20ого века. То не хватало средств, то войны мешали. Самый крупный перерыв в работах длился почти 3 века – с 1593 по 1873 года. Я не буду приводить здесь все детали и перипетии, этой информации много в интернете, достаточно почитать, например, Википедию.

Собор был закончен в 1925 году, а освящен в 1929. За шесть веков строительства сменилось много стилей. Первоначальный проект был выполнен в готическом стиле, и архитекторы старались ему следовать. Тем не менее, в убранстве и архитектуре можно найти элементы барокко. Заключительные работы велись в неоготическом стиле, который гармонично вписался в средневековую готику и прекрасно дополнил вид собора.

Собор Святого Вита является архитектурной доминантой города. Его видно почти из любой точки исторического центра. Поэтому, если вы хотите совершить пешую прогулку, то просто ориентируйтесь на него и гуляйте. Заодно увидите много красивых домой, пройдетесь по узким улочкам Старого Города, полюбуетесь на дворцы Градчан.

Если долго гулять желания нет, то садитесь на метро, езжайте до станции Малостранска (Malostransk). Выйдя из павильона метро, поверните налево и идите в гору. Толпы туристов и указатели не дадут вам сбиться с пути.

Также можно доехать на трамвае №22 до остановки Пражский Град (Prask hrad), пройти над Оленьим оврагом (Jelen pkop) и через второй двор Пражского Града выйти к собору. Еще один путь – трамваем № 22 или №25 до остановки Погоржелец (Pohoelec) и, прогулявшись мимо Лоретты и дворца Архиепископа, попасть в Пражский град через главный вход.

Приятной прогулки!